ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ СОВЕТА СУДЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ,
УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВО ВНЕСЛУЖЕБНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ И ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЬЯМИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, ДИСЦИПЛИНЕ И СУДЕЙСКОЙ ЭТИКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, порядок формирования и деятельности комиссии по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, дисциплине и судейской этике (далее - комиссия).
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом судейской этики, настоящим Положением и Регламентом Совета судей Воронежской области.
1.3. Работа комиссии основывается на принципах гласности и коллегиальности, свободного и открытого решения вопросов, относящихся к ее компетенции. Комиссия проводит свою работу при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
1.4. Задачами комиссии являются:
участие в реализации государственной антикоррупционной политики, содействие в соблюдении судьями ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также вовлечение их в активное участие в осуществление мер по предупреждению коррупции;
рассмотрение жалоб и сообщений (далее – жалобы), содержащих сведения о совершении дисциплинарного проступка или нарушении положений Кодекса судейской этики мировыми судьями судебных участков Воронежской области, судьями районных (городских) судов Воронежской области, Воронежского областного суда, Арбитражного суда Воронежской области (за исключением председателей, заместителей председателя Воронежского областного суда и Арбитражного суда Воронежской области, председателей, заместителей председателей Совета судей Воронежской области и квалификационной коллегий судей Воронежской области, на которых налагаются дисциплинарные взыскания Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации);
реализация положений Кодекса судейской этики, направленных на установление стандартов поведения судей при осуществлении профессиональной деятельности и во внесудебной деятельности, соответствующих публично-правовому статусу судьи;
разъяснение положений Кодекса судейской этики и обобщение практики его применения.
1.5. В целях выполнения возложенных на нее задач комиссия:
осуществляет сбор, анализ информации и готовит предложения, направленные на реализацию мероприятий по предупреждению коррупции, пресечению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в судейском сообществе;
изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
по поручению председателя Совета судей Воронежской области (а в отсутствие председателя – по поручению исполняющего его обязанности заместителя председателя Совета судей Воронежской области) проверяет обращения (сообщения) о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и вносит предложения в форме заключения или разъяснения по их устранению, которые направляются председателю Совета судей Воронежской области;
рассматривает жалобы, запросы, обращения, связанные с соблюдением судьями требований, предъявляемых Федеральным законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики;
участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательства о статусе судей, об органах судейского сообщества, Кодекса судейской этики, в подготовке постановлений Совета судей Воронежской области по вопросам судейской этики;
по поручению Совета судей Воронежской области дает заключения по вопросам, связанным с применением Кодекса судейской этики;
дает разъяснения по запросу судьи, если он испытывает затруднения в определении того, будет ли его поведение в конкретной ситуации отправления правосудия либо во внесудебной деятельности соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи или если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность;
осуществляет иные функции, определенные задачами комиссии.
2. Порядок образования и работы комиссии.
2.1 Персональный и количественный состав комиссии утверждается и может быть изменен Советом судей Воронежской области.
2.2. Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.
2.3. Председатель комиссии избирается открытым голосованием Советом судей Воронежской области. Заместитель председателя комиссии и секретарь избираются из числа членов комиссии открытым голосованием на организационном заседании.
2.4. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. При голосовании по каждому вопросу член комиссии имеет один голос и подает его за принятие решения или против его принятия либо воздерживается от его принятия. Член комиссии не голосует при рассмотрении комиссией вопроса, касающегося его лично. Член комиссии может отказаться от участия в рассмотрении какого-либо вопроса, изложив комиссии мотивы своего отказа.
2.5. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания комиссии могут быть как открытыми, так и закрытыми. Председатель Совета судей Воронежской области имеет право назначать внеочередные заседания комиссии.
2.6. Проект повестки дня заседания комиссии формируется на основании предложений председателя Совета судей Воронежской области, председателя комиссии.
2.7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Члены комиссии обязаны присутствовать на заседании комиссии. О невозможности участия в заседании комиссии по уважительной причине член комиссии заблаговременно информирует председателя комиссии.
2.8. В заседаниях могут принимать участие члены Совета судей Воронежской области, являющиеся членами иных комиссий, представители Управления Судебного департамента в Воронежской области, специалисты, эксперты и другие лица.
В открытых заседаниях комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
2.9. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании комиссии.
2.10. Председатель комиссии:
организует работу комиссии;
назначает, ведет заседания комиссии, подписывает протокол заседания комиссии;
организует подготовку материалов к рассмотрению на заседаниях комиссии, заседании Совета судей Воронежской области;
дает поручения членам комиссии и контролирует их выполнение;
информирует членов комиссии о реализации решений комиссии;
информирует Совет судей Воронежской области о работе комиссии.
2.11. Заместитель председателя комиссии:
выполняет функции председателя комиссии в его отсутствие;
выполняет другие поручения председателя комиссии.
2.12. Секретарь комиссии:
осуществляет делопроизводство в ходе работы комиссии;
готовит предложения о дате, времени и месте проведения заседания комиссии;
готовит предложения о приглашении на заседание комиссии членов комиссии и иных лиц по поручению председателя комиссии;
знакомит членов комиссии с материалами по вопросам, включенным в повестку дня заседания комиссии;
ведет протокол заседания комиссии, подписывает его;
осуществляет технический контроль за выполнением решений комиссии и поручений председателя комиссии;
выполняет иные поручения председателя комиссии.
2.13. Члены комиссии:
вносят предложения по вопросам деятельности комиссии и Совета судей Воронежской области;
по поручению председателя комиссии готовят вопросы к рассмотрению на заседании комиссии и в других органах судейского сообщества;
принимают участие в заседании комиссии с правом решающего голоса;
получают информацию, необходимую для подготовки вопросов комиссии.
2.14. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе закрытого заседания комиссии, и допускаются к персональным данным судьи в объеме, необходимом для рассмотрения соответствующего вопроса. Такой объем определяется секретарем комиссии по согласованию с председателем комиссии.
2.15. Комиссия при подготовке к рассмотрению материалов имеет право запрашивать и получать необходимую информацию. Судья вправе давать пояснения в письменной форме по существу обращения о конфликте интересов и представлять дополнительные материалы.
2.16. Комиссия проводит свою работу при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
2.17. Комиссия вправе рассмотреть материал путем использования систем видеоконференц-связи. Решение о рассмотрении материала путем использования систем видеоконференц-связи принимает председатель комиссии.
3. Порядок и сроки рассмотрения жалоб и проведения проверочных мероприятий.
3.1. Основания проведения проверочных мероприятий.
3.1.1. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде (обращение) в установленном порядке в Совет судей Воронежской области:
правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; средствами массовой информации;
гражданами Российской Федерации, юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.2. Порядок поступления обращений (жалоб) и сроки их рассмотрения.
3.2.1. Регистрация, учет обращений и жалоб, хранение материалов по ним, а также проверка на соответствие формы и содержания жалобы требованиям, изложенным в п. 3.3.2 настоящего Положения, осуществляется аппаратом Совета судей Российской Федерации.
3.2.2. Комиссия рассматривает жалобы, поступившие в письменном виде.
В жалобе должны быть указаны:
наименование органа либо должностного лица, которому адресована жалоба;
фамилия, имя, отчество лица, подавшего жалобу, или наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти или органа местного самоуправления с указанием реквизитов этой организации;
почтовый адрес, по которому направляется ответ либо уведомление о переадресации жалобы;
существо жалобы;
личная подпись лица, подавшего жалобу;
дата подачи жалобы.
3.2.3. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям, и не поддающиеся прочтению, не рассматриваются и возвращаются заявителю.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы, заявитель вправе вновь обратиться с жалобой в соответствии с настоящим Положением.
3.2.4. Анонимные жалобы к рассмотрению не принимаются.
3.2.5. Жалобы, в которых содержатся ненормативные либо оскорбительные выражения, остаются без ответа по существу поставленных в них вопросов с сообщением аппаратом Совета судей Воронежской области лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
3.2.6. Жалобы, в которых содержатся угрозы жизни, здоровью и имуществу судьи, членов его семьи, а также сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, и лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Если эти сведения будут выявлены в ходе проведения проверки по жалобе, и касаться это будет судьи, в отношении которого проводится проверка, дальнейшее проведение проверки приостанавливается, а указанные сведения направляются в соответствующий государственный орган.
3.2.7. Если в жалобе лица содержатся доводы, на которые ему давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства, председатель Совета судей Воронежской области или его заместитель вправе принять решение о прекращении переписки по данному вопросу.
3.2.8 Жалобы, содержащие вопросы, не относящиеся к компетенции Совета судей Воронежской области, направляются в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, с уведомлением об этом заявителя либо возвращаются ему в случае невозможности такого направления.
3.2.9. Поступившее в Совет судей Воронежской области обращение по решению его председателя передается в комиссию для проверки и дачи ответа заявителю и в Совет судей Воронежской области. Необходимость проведения совместной проверки определяется председателем комиссии.
3.2.10. Поступившие обращения и жалобы проверяются в течении 30 календарных дней со дня его регистрации, включая срок составления заключения или другого итогового документа.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", председатель Совета судей Воронежской области, либо, по поручению председателя, его заместитель, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
3.3. Жалоба, содержащая сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка либо нарушении норм Кодекса судейской этики, поступившая в комиссию, передается председателем комиссии одному из членов комиссии для изучения.
3.4. Для проведения проверки председатель комиссии по согласованию с председателем совета судей Воронежской области вправе создавать рабочие группы из числа членов Совета судей Воронежской области и других лиц, привлекаемых для проверки.
3.5. Осуществляя проверку информации, изложенной в обращении, лица, проводящие проверку, взаимодействуют в пределах своей компетенции с:
Советом судей Воронежской области;
Квалификационной коллегией судей Воронежской области;
председателем Воронежского областного суда;
председателем Арбитражного суда Воронежской области;
органами судейского сообщества в Воронежской области;
управлением Судебного департамента в Воронежской области.
3.6. Члены комиссии для изучения доводов жалобы вправе истребовать и получать необходимые для проверки документы и сведения, выезжать на место предполагаемого совершения судьей дисциплинарного проступка, а также получать от судьи с его согласия объяснения по доводам жалобы о совершении дисциплинарного проступка либо нарушении норм Кодекса судейской этики, приглашать судью на заседание комиссии.
3.7. Комиссия на основе изученных материалов дает заключение о наличии либо отсутствии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка либо нарушении норм Кодекса судейской этики.
Собранные комиссией материалы формируются в производство по проверке признаков совершенного судьей дисциплинарного проступка либо норм Кодекса судейской этики, с приложением к нему заключения о наличии либо отсутствии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка либо нарушении норм Кодекса судейской этики.
3.8. О завершении проверки по жалобе председатель комиссии или один из членов комиссии, которому поручено проведение проверки по жалобе, обязаны известить судью, в отношении которого проведена проверка, и разъяснить право ознакомиться с ее результатами, представить свои возражения и замечания относительно результатов проверки.
Материалы проверки и заключение комиссии подлежат хранению в течение срока полномочий комиссии с последующей передачей для архивного хранения в Совет судей Воронежской области.
3.9 Заключение по жалобе направляется председателю Совета судей Воронежской области.
В случае несогласия с заключением комиссии о наличии либо отсутствии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка председатель Совета судей Воронежской области вносит заключение на рассмотрение Президиума Совета судей Воронежской области.
Президиум Совета судей Воронежской области вправе принять решение либо о внесении заключения на заседание Совета судей Воронежской области, либо об отказе в таком внесении.
3.10. При согласии с заключением комиссии о наличии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка председатель Совета судей Воронежской области вносит заключение на рассмотрение Совета судей Воронежской области.
3.11. По результатам рассмотрения заключения Совет судей Воронежской области принимает постановление, которым может быть принято одно из следующих решений:
о наличии оснований для внесения представления в квалификационную коллегию судей Воронежской области о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка либо нарушением норм Кодекса судейской этики;
об отсутствии оснований для постановки вопроса о привлечении судьи к ответственности.
3.12. Член комиссии, несогласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен судья.
3.13. Постановление Совета судей Воронежской области о внесении представления в квалификационную коллегию судей Воронежской области считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа членов совета судей Воронежской области, принявших участие в голосовании.
3.14. По результатам рассмотрения жалобы лицу, ее подавшему, направляется ответ за подписью председателя Совета судей Воронежской области либо по его поручению заместителя председателя.
3.15. Копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются председателю совета судей Воронежской области полностью, судье - в виде выписок из него, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.
Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу судьи, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
4. Порядок взаимодействия комиссии и Управления Судебного департамента в Воронежской области.
4.1. Взаимодействие комиссии и Управления Судебного департамента в Воронежской области (далее - Управление) осуществляется в соответствии с федеральными законами от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", постановлением Совета судей Российской Федерации от 22.05.2014 № 324.
4.2. Взаимодействие комиссии и Управления осуществляется при проведении совместных проверок обращений, заявлений, жалоб, сообщений (далее - обращения) о возможных коррупционных проявлениях, конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и внесении предложений в форме заключения или разъяснения по их устранению, которые направляются председателю Совета судей Воронежской области.
4.3 Основной задачей является определение практического взаимодействия комиссии и Управления, направленного на реализацию положений антикоррупционного законодательства и соблюдение судьями требований, установленных Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.
4.4. Целями взаимодействия являются:
закрепление правового статуса совместного участия членов комиссии (или привлекаемых к проверкам судей) и работников Управления в связи с проведением проверок;
определение порядка совместного участия комиссии и Управления в реализации государственной антикоррупционной политики;
организация всестороннего, объективного и полного рассмотрения поступивших обращений о возможных проявлениях коррупции, конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и внесение соответствующих предложений.
Обращения, содержащие информацию о возможных коррупционных проявлениях в деятельности судей, о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий, поступившие непосредственно в Управление, направляются в Совет судей Воронежской области для определения исполнителя.
4.5. При необходимости проведения проверки с выездом в район Воронежской области, с учетом характера поставленных в обращении вопросов, председатель комиссии принимает решение о совместной с Управлением проверке в отношении судьи (руководителя суда), определяет для ее проведения члена комиссии (или по договоренности представителя органа судейского сообщества Воронежской области, иного судьи) и направляет соответствующее письменное представление на имя начальника Управления, которое регистрируется в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций.
4.5.1. Начальник Управления по поступлении и регистрации письменного представления председателя комиссии поручает Управлению организацию и проведение проверки с выездом в соответствующий район Воронежской области.
4.5.2 Поступившее в Управление обращение комиссии проверяется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации, включая срок составления заключения или другого итогового документа.
В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен начальником Управления Судебного департамента в Воронежской области по согласованию с председателем комиссии или с председателем Совета судей Воронежской области в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.6. Расходы по проведению совместной проверки членов Комиссии относятся за счет средств, выделяемых Управлением для обеспечения деятельности органов судейского сообщества, работников Управления - лимитов, выделяемых Управлению.
4.7 Порядок подготовки заключения и передачи его в Комиссию.
4.7.1. По результатам проведенной проверки членом Комиссии, осуществляющим проверку, по согласованию с Управлением в течение не более пяти рабочих дней с момента ее окончания составляется заключение.
4.6.2. Заключение составляется в одном экземпляре с присвоением грифа Для служебного пользования и подписывается лицами, проводившими проверку.
4.7.3. Заключение в течение трех суток со дня подписания вместе с материалами проверки направляется председателю Комиссии для подготовки ответа Совету судей Воронежской области и автору обращения.
4.7.4. Заключение с материалами проверки находятся в Комиссии, впоследствии передаются Совету судей Воронежской области для архивного хранения.
4.7.5. Ознакомление с проверочными материалами допускается лишь с разрешения председателя Совета судей Воронежской области.
5. Заключительные положения.
5.1. Иные вопросы, не урегулированные в настоящем положении, разрешаются в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
5.2. Настоящее положение действует до его отмены.